Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Журнал «Огонёк» статья "Дом Рериха"

 

Журнал «Огонёк» (Москва).

1982. 2 октября. № 40. С. 24–25.

 

 

 

О. В. Румянцева, заведующая

мемориальным кабинетом Н. К. Рериха

Дом Рериха

 

   «Остановите ли симфонию сфер? Прекратите ли громы небесные? Заставите ли умолкнуть водопады и вихри? Велите ли замолчать всем птицам и кличам оленьим? Умертвите ли все песни людские?.. Но, по счастью, никто этого губительного варварства и не сможет сделать, ибо ничьи силы не дотянутся до симфонии сфер, которая будет звучать и будет возвышать дух человеческий к новым творениям». Так писал Николай Рерих, замечательный русский художник, учёный, писатель, путешественник, общественный деятель, призывая человечество к творческой деятельности, к активному сражению с невежеством и тёмной злобой воинствующего мещанства.

   Рерих — имя, звучное, как выстрел в горах, яркое, как свет утренней звезды, светлое, как снежные вершины Гималаев. Это имя не расхолаживает чистой созерцательностью прекрасного, оно зовёт к борьбе за красоту, к борьбе за мир на земле, к неустанному созиданию и культурному строительству.

   Рерих — яркий представитель русской культуры, проживший вторую половину жизни в Индии и посвятивший себя изучению культуры и искусства Востока, оставил после себя не только тысячи прекрасных полотен.

   Он подарил человечеству, например, Пакт об охране культурных ценностей во время военных действий, носящий ныне его имя, подписанный почти всеми государствами мира; он разработал идею понимания между народами через язык искусства, идею борьбы за мир через глубокое понимание красоты земного бытия, не позволяющей вершить дурные дела на подаренной людям прекраснейшей из планет, созданной для созидания, радостного труда, «деланья», которую некоторые представители рода человеческого хотят превратить, по меткому выражению Рериха, в шар для игры в гольф. Рерих сделал огромный вклад в развитие дружбы между Индией и нашей страной, как сказал доктор Калидас Наг: «Он был первым российским послом прекрасного, соединившим души Индии и России».

   О Рерихе написано очень много, было бы неблагодарной и невыполнимой задачей заняться в небольшой статье перечислением всего того, что он сделал для людей, вызвав всем своим творчеством такую тёплую волну признательности и любви наших современников. Наш рассказ — лишь о мемориальном кабинете Н. К. Рериха, открытом в 1979 году в Государственном музее искусства народов Востока.

   Об этом кабинете рассказать довольно трудно, так как это будет рассказ не столько о самом Николае Константиновиче Рерихе, сколько о множестве людей, о встречах и контактах, иногда неожиданных, иногда и желанных, но не менее удивительных, которые происходят в мемориальном кабинете Н. К. Рериха ежедневно. Первый рассказ — о Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, большом друге семьи Рерихов. Деятельная сотрудница музея Рериха в Нью-Йорке, основанного там в 1923 году, К. Кэмпбелл-Стиббе — его почётный президент. По просьбе сына Н. К. Рериха, известного художника, Святослава Николаевича Рериха, живущего в Индии, во время юбилейных торжеств в Москве в 1974 году, когда отмечался столетний юбилей Николая Константиновича, К. Кэмпбелл-Стиббе передала Советскому Союзу 42 картины архитектурной серии Н. Рериха, когда-то (в 1904 году) распроданной в США с аукциона из-за банкротства устроителя выставки. Ею было также передано тогда директору Государственного музея искусств народов Востока Г. П. Попову несколько картин восточного периода; вместе с картинами К. Кэмпбелл-Стиббе передала часть мемориальных вещей Рерихов, старые издания монографий о художнике и редкие издания трудов Н. Рериха.

   Эти материалы вошли в мемориальный кабинет Н. К. Рериха — специализированное комплексное хранилище, созданное для научной работы с наследием художника, в котором Н. Рерих представлен самыми разными аспектами своей деятельности — и как живописец, и как собиратель, поэт, учёный, общественный деятель и писатель.

   Рерих никогда не бывал в здании музея, но нам хотелось передать здесь атмосферу его дома в Кулу, где он жил последние двадцать лет. Старались сделать этот кабинет в духе прекрасных идей Николая Константиновича, и хотя это не выставка, не открытая экспозиция музея, а скорее «открытый фонд» для научной работы, хотелось устроить всё красиво, уютно, чтобы был в Москве «настоящий дом Рериха». Подлинность одних экспонатов здесь же доказывают другие — так, например, на «Портрете отца» работы Святослава Николаевича Рериха на Николае Константиновиче надета малиновая, отделанная золотой парчой тибетская шапочка с тонким вытканным узором; войдя в кабинет, вы видите эту же шапочку в витрине рядом с другими экспонатами — произведениями искусства Востока из собрания художника. Здесь можно осмотреть индийские ткани, бронзовую скульптуру, индийскую миниатюру, коллекцию полудрагоценных камней. На стенах висят, как называл их Рерих, «Знамёна Востока» — монгольские, тибетские и китайские бурханы, изображающие весь многоликий пантеон божеств, почитаемых в этих странах.

   Картины самого Рериха, помещённые рядом с произведениями искусства Востока, раскрывают нам куда больше своих тайн, чем в обычной классической музейной экспозиции. Выигрывают и картины и восточные древности от такого соседства. За стеклом витрин — редкие фотографии, подлинные архивные материалы, уникальные книги и журналы. По соседству с кабинетом — зал постоянной выставки, где представлена для посетителей музея большая часть коллекции — картины Николая Рериха и произведения искусства Востока из его собрания.

   Познакомившись с экспозицией кабинета, К. Кэмпбелл-Стиббе выразила своё отношение к нему так: «Я очень счастлива, что Рерих нашёл свой дом».

   Частый гость кабинета — один из руководителей рериховского Центра латиноамериканских стран, создаваемого на базе аналогичных обществ при университетах. Он просил не называть его имени, так как в этих странах борцы за мир жестоко преследуются. Рериховское «Знамя Мира» там не ко двору. В двадцатые — тридцатые годы существовало более 70 рериховских центров на всех пяти континентах планеты, некоторые из них существуют по сей день. Основная задача их — сближение народов через культурное строительство, через язык искусства, близкий и понятный всем, борьба за мир на земле, за проведение в жизнь Пакта об охране культурных ценностей. Рериховские общества обязательно имеют и хранят «Знамя Мира», для которого Рерих взял древний восточный знак — на белом шёлковом поле круг, символизирующий вечность, и в нём — три шара, символизирующие единство трёх времён — прошедшего, настоящего и будущего и трёх стихий — воды, земли и воздуха. В целом это читается так: вечно хранить культурные сокровища, созданные на земле, в воде и в воздухе! Словно заклинание всем народам на вечные времена.

   И снова гость — один из директоров музея Рериха в Нью-Йорке, Даниэль Энтин, он привёз от бессменного вице-директора и хранителя музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке Зинаиды Григорьевны Фосдик привет и прекрасные репродукции с картин, хранящихся в их музее.

   А как не вспомнить многие визиты гостей из Вьетнама, Болгарии, Монголии, ФРГ, Англии, Японии и других стран! Мы принимали наших друзей — художников Палестины, работавших на выставке «Искусство арабского народа Палестины». Они не слышали раньше о Рерихе. Рассказываю им о художнике, говорю о его идее единения народов через культуру, искусство. Мы солидарны с народом Палестины в его праведной борьбе за свою землю, и что-то очень важное, очень личное появилось, когда мы увидели удивительные по красоте и богатству творческой фантазии народные костюмы, выполненные руками палестинских мастериц, — какая самобытная, древняя культура в этих разнообразных и бесконечно прекрасных орнаментах, как можно такую культуру уничтожить, лишить родины? Палестинец понимает меня, радуется важности их выставки для такого вот понимания сердцем и говорит: «Я обязательно расскажу о Рерихе своим друзьям, ведь его мысли такие верные, особенно теперь!»

   А после визита в мемориальный кабинет японского этнографа Като проходит совсем немного времени, и мы получаем его большую книгу о Н. К. Рерихе на японском языке.

   Частый гость кабинета — большой знаток Н. К. Рериха — В. В. Соколовский. Он не искусствовед, скорее человек противоположной специальности — военный, кандидат технических наук, доцент. Не оставляя свою основную профессию, он сделал каталог произведений Н. Рериха (теперь уже дважды изданный) со всем справочным аппаратом. Владимир Васильевич Соколовский является владельцем уникальной составленной им картотеки произведений Рериха из 4500 карточек. Сейчас Соколовсккй делает дубликат этой картотеки для кабинета Рериха и готовит совсем уже бесценный подарок для исследователей творчества художника — альбом (точнее, альбомы) с двумя с половиной тысячами отпечатков фотографий с картин Рериха.

   ...И снова интересная встреча — пришёл юноша, по профессии художник, принёс флейту из бамбука, которую сделал сам по типу китайской. Просит разрешения поиграть среди полотен, с которых смотрят сияющие вершины Гималаев. Удивительно воспринимаются в такой обстановке звуки восточной музыки, иначе воспринимаются картины.

   Эмальерный портрет Рериха делает художник Леонид Эфрос. Работает над портретом долго, около года. Действительно, Рериха писать трудно, очень сложен внутренний мир художника, трудно передать его глаза, о которых ещё Леонид Андреев говорил: «Какие окна человеческого духа!» Но вот портрет закончен, высоко оценён специалистами. Музей хочет приобрести эту работу для кабинета Рериха, но, совершенно неожиданно, Леонид Эфрос... дарит его нам.

   Имя Николая Рериха притягательно, это ключ к сердцам людей разных возрастов, разных профессий, занятий. Как ни странно, оно особенно привлекает представителей точных наук, требующих пространственного воображения, полёта фантазии; его очень любят космонавты. Ведь Рерих первый увидел Землю словно из космической дали, об этом сказал Юрий Гагарин после своего первого полёта. Как? Почему ему это удалось? Очевидно, тому «виной» его редкое умение абстрагироваться от времени, от пространства, он мог мысленно отдалиться от планеты и взглянуть на неё из космических далей благодаря своей удивительной интуиции. Недаром в одном из писем к своим друзьям Елена Ивановна Рерих, его друг и единомышленница, «спутница жизни», как он её называл, писала: «Охватим взором всю ширь ночного неба, облетим мыслью все бесчисленные миры и тайники бесконечного пространства. Ведь мысль в сущности своей безгранична, и лишь наше сознание ставит ей предел».

   Рерих умел мечтать сам (не беспочвенно, а творчески) и призывал развивать в себе эту способность людей разных профессий. Он писал: «Спросите великого математика, великого физика, великого астронома, умеет ли он мечтать? Я не упоминаю художников, музыкантов, поэтов, ибо всё существо их построено на способности мечтать. Великий учёный, если он действительно велик и не боится недоброжелательных свидетелей, конечно, доверит вам, как прекрасно он умеет возноситься мечтами. Как многие из его открытий в основе своей имеют не только расчёт, но именно высокую жизненную мечту».

   Рерихи, вся их замечательная семья — Николай Константинович, Елена Ивановна, сыновья Юрий и Святослав — все умели мечтать, но были при этом великими тружениками. Готовясь к экспедиции на Восток, Юрий окончил три университета (Сорбонну, Оксфорд, Гарвардский), где изучил более тридцати восточных языков и наречий. Вернувшись в 1957 году на родину, последние годы жизни (он умер в 1960 году) работал в Институте востоковедения АН СССР. Осенью 1982 года в институте состоится конференция, посвящённая 80-летию со дня рождения этого большого учёного. В музее также будет отмечаться эта дата, поскольку деятельность Н. К. Рериха и Ю. Н. Рериха, направленная на изучение культуры и искусства Востока, была на протяжении всей жизни совместной, тесно связанной. И вот ещё один дар кабинету Н. К. Рериха: прекрасный портрет Юрия Рериха от автора, Отари Кандаурова, сделанный художником специально к юбилею замечательного востоковеда. Внизу подпись по-тибетски — «гуру», что значит — учитель. Юрий Рерих действительно был прекрасным наставником молодых учёных.

   Святослав Николаевич Рерих, почётный академик Академии художеств СССР — частый гость нашей страны; выставки его картин очень популярны, проходят с неизменным успехом. Последнего визита его мы ожидали с особым волнением. Как понравится ему наш мемориальный кабинет? Отвечает ли экспозиция кабинета духу рериховского дома в Кулу, который мы знаем только по фотографиям?

   Летом 1981 года Святослав Николаевич с Девикой Рани, своей женой и верным помощником, посетили Москву. На встречу со Святославом Николаевичем из Таллина приехал и старейший биограф Н. К. Рериха — Павел Фёдорович Беликов, с которым мы постоянно переписывались и советовались в делах (это был последний его визит в Москву, недавно он скончался). Садимся не спеша вокруг большого уютного стола в кабинете Н. К. Рериха, беседа предстоит долгая, за чаем. Рассказываем Святославу Николаевичу и Девике о том, что сделано, о наших планах на будущее.

   Святослав Николаевич приходит к нам ещё раз, на открытие выставки «Искусство Монголии», и вновь встречи и беседы с нашими монгольскими гостями в кабинете Н. К. Рериха, так располагающем для обстоятельного, неспешного разговора. Общаться со Святославом Николаевичем удивительно хорошо, его спокойные, добрые глаза словно побуждают к откровенности, искренности.

   На прощание С. Н. Рерих благодарит нас за всё сделанное и даёт нам напутствие в виде древнего афоризма: «Дерево, которое растёт медленно, имеет крепкую древесину, дерево, растущее слишком быстро, — непрочно. Вы на правильном пути, я желаю вам успеха».

   ...В одном из своих писем к вдове Леонида Андреева Николай Константинович писал: «Я могу путником пройти по странам мира, но огонёк родного дома должен светить в России».

Вот и загорелся огонёк дома Рериха в самом сердце России, в Москве, на улице Обуха, 16. Пусть же он дарит людям свет добра, красоты и знания!

 

 

Помещены:

— фото Дм. Бальтерманца:«С. Н. Рерих и П. Ф. Беликов в кабинете Н. К. Рериха. Июнь 1981 г.»;

— на цв. вкл. «Мемориальный кабинет Н. К. Рериха (вверху) и Этюды. 1903 г. (внизу);

— на цв. вкл.:вверху —Выставка картин Н. К. Рериха и произведений искусства Востока из его коллекции; в центре — «Н. К. Рерих. “Гималайская серия. Монголия”. Из собрания С. Н. Рериха»; внизу — Произведения искусства Востока из собрания Н. К. Рериха и «Портрет Н. К. Рериха» работы Л. М. Эфроса; С. Н. Рерих. Портрет К. Кэмпбелл-Стиббе. 1920-е годы.



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г