Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Газета «Правда» (Москва). Статья "Долина Рериха".

 

Газета «Правда» (Москва).

1982. 18 июля. № 199. Воскресенье. С. 4.

 

 

 

 

Долина Рериха

 

   Есть в Западных Гималаях у подножия снежных великанов знаменитая долина. Она протянулась с севера на юг примерно километров на шестьдесят. Знаменита эта долина по многим статьям. Здесь по преданиям жили и сражались герои великого индийского эпоса «Махабхарата», созданного три тысячелетия назад. И поныне индийские певцы-сказители наизусть читают в деревнях на праздниках стихи бессмертной поэмы. Каждая гора, пещера, родник долины овеяны легендами и сказаниями о богах и героях.

   На географических картах и в путеводителях её именуют долиной Кулу по названию маленького феодального княжества, просуществовавшего до середины нашего века. А в последние годы всё чаще и чаще долину Кулу величают садом Индии — выращивание фруктов, прежде всего яблок, вишни, абрикосов, персиков, стало главным занятием горцев. Однако для меня, как и для каждого человека, приезжавшего сюда из нашей страны, это прежде всего уголок, где почти два десятилетия жил и творил замечательный русский художник и мыслитель Николай Константинович Рерих.

   Первый же взгляд на величественную снежную цепь, замыкающую долину с севера, вызывает в памяти вдохновенные пейзажи этого непревзойдённого певца гор, ставших для Рериха символом силы человеческого духа, символом вечной красоты. Никто до него в мировом искусстве не раскрывал с такой яркостью и философской глубиной единство человека и природы. Понимаешь, сколь верными были слова Альберта Эйнштейна, обращённые к живописцу: «Я восхищаюсь вашим искусством и могу сказать без преувеличения, что никогда ещё пейзажи не производили на меня столь глубокого впечатления, как эти картины».

   На всём пути вдоль долины Кулу развёртываются горные панорамы, запечатлённые вдохновенной кистью великого мастера. Особенно это сходство ярко чувствуется, когда добираешься до дома Рериха. Он стоит на крутом лесном отроге, над древним селением Нагар, бывшим в XV–XVIIвеках столицей княжества Кулу.

   Дом, окружающие его сад и лес, бережно сохраняются. Каменное двухэтажное строение с большими окнами, балконами обвито плющом и виноградными лозами. На первом этаже, где была мастерская художника, в трёх комнатах небольшая картинная галерея. Около трёх десятков этюдов, рисунков, почти целиком посвящённых Гималаям, долине Кулу, знакомят посетителей, довольно многочисленных для такого отдалённого уголка Индии, с творчеством русского художника.

   Книга отзывов полна восторженных, благодарных записей. Здесь же на столе в рамках помещены высказывания о Рерихе Джавахарлала Неру и его дочери, нынешнего премьер-министра страны Индиры Ганди. Они были большими друзьями семьи Рерихов, не раз посещали Нагар, гостили в этом доме.

   Мы приехали сюда, — дорогу к дому «махариши» (великого подвижника), как называли в Индии Николая Константиновича, вам покажет любой житель Нагара, — рано утром. Открыла дом старая женщина Мена Деви Шерма. Она тут сейчас домоуправительница, с семьёй Рерихов связана уже почти полвека. Хорошо помнит и художника, и его жену Ел[ен]у Ивановну — правнучатую племянницу фельдмаршала М. И. Кутузова. Мена Деви показывает нам комнаты, говорит, что ожидает приезда Святослава Николаевича — хозяина нагарского дома — с женой, знаменитой в прошлом кинозвездой Индии Девика Рани.

   Святослав Рерих — он унаследовал от отца талант живописца и стал известным художником, избран почётным членом Академии художеств Советского Союза — постоянно живёт на юге страны около города Бангалор. В прохладной, горной долине (Нагар расположен на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря) семья Рерихов проводит лишь самые жаркие месяцы индийского лета. Поэтому верхние жилые комнаты выглядят совсем не музейно. Хотя и в них по возможности сохраняется обстановка, которая была при жизни старого мастера. Много русских сувениров — яркий жостовский расписной поднос, дымковские глиняные фигурки, старинный самовар, русский фарфор в застеклённом шкафчике. С ними соседствуют тибетские «танки» (картины на религиозные темы), индуистские храмовые скульптуры, причудливые деревянные барельефы, вырезанные местными мастерами, огромные кристаллы горного хрусталя. В полной неприкосновенности оставлена спальня Николая Константиновича, где он скончался 13 декабря 1947 года во время сборов на Родину...

   Снизу раздаётся долгий звонок, появилась первая группа посетителей. Вместе с Мена Деви спускаемся в картинную галерею, у входа в которую стоит группа молодёжи. Внимательно вчитываются они в слова Джавахарлала Неру, вглядываются в красочные картины русского художника, который сумел столь ярко запечатлеть природу и характер их родины, стал гуру (учителем) многих мастеров современного искусства Индии.

   Имена Николая Рериха, его сына Святослава широко известны в Индии, их картины украшают многие музеи и галереи страны — особенно значительные собрания имеют музеи в Илахабаде, Варанаси, Тривандраме, Бангалоре, Дели. На стенах зала заседаний парламента Индии помещены портреты всех премьер-министров страны. Большая картина, изображающая самого выдающегося из них, великого сына Индии Джавахарлала Неру, принадлежит кисти Святослава Рериха.

   Своим искусством, научными исследованиями, публицистикой Николай Рерих объективно помогал передовым людям Индии глубже понять её великую культуру, её роль в развитии всего человечества. А это прямо влияло на формирование национального самосознания и рост антиколониальных настроений, помогало приблизить день независимости, усиливало поддержку освободительной борьбы индийского народа прогрессивными силами во всём мире.

   Эту роль Рериха особенно хорошо выразил Джавахарлал Неру, который писал: «Когда вы смотрите на эти картины, — большинство из них о Гималаях, — вы улавливаете дух этих великих гор, которые высятся над Индийской равниной и были нашими стражами века и века. Мы не можем не почувствовать глубокого чувства признательности Николаю Рериху за то, что его полотна напоминают нам так много о нашей истории, нашем культурном и духовном наследии, отражают не просто Индию, но и что-то постоянное и вечное в ней».

   Имя и дела Рериха тесно связаны с развитием и укреплением дружбы и сотрудничества независимой, свободной Индии с Советским Союзом, имеющих в современном мире столь важное международное значение. Сейчас особенно уместно вспомнить настойчивую борьбу художника против угрозы войн, несущих человечеству, его культуре неисчислимые страдания и потери. Принципы знаменитого «Пакта Рериха», принятого накануне второй мировой войны и призывающего к защите от разрушений культурных ценностей, созданных талантом и руками поколений, особенно актуальны сейчас, когда империалистическая политика угрожает миру ядерной катастрофой. В долине Кулу, которая лежит не так уж далеко от Китая, тоже неспокойно. Здесь уже проходили военные конфликты, и задача борьбы за мир тут столь же важна, как и всюду на земле. И в этом наследство Николая Рериха и сейчас служит жизненным интересам людей.

   В научных кругах Индии и сейчас с благодарностью вспоминают о плодотворной деятельности исследовательского института «Урусвати», созданного Николаем Константиновичем и его сыном — выдающимся учёным-востоковедом Юрием Рерихом в Нагаре в 1928 году. Начало второй мировой войны, нехватка средств прекратили работы «Урусвати». Однако до сих пор сохранились неподалёку от дома Рериха здание института, крупный земельный участок в 10 гектаров, принадлежавший научному учреждению. В Индии высказывают предложение о восстановлении института Рериха как научного международного центра, где учёные из Советского Союза, славянских стран совместно со своими индийскими коллегами могли бы разрабатывать многие проблемы истории, языкознания, географии, культуры.

   Такое возрождение ныне легче осуществить, ибо район долины Кулу за годы независимости сильно преобразился. Здесь появилась сеть хороших шоссе, и уже не надо стоять долгие часы на перевалах, пережидая встречный поток машин, — столь узки были горные дороги. Почти все селения долины электрофицированы. Значительно выросли посевные площади, а сады занимают сейчас тысячи гектаров. Долина Кулу стала одним из главных центров туризма и альпинизма в Индии. Здесь работает специальный институт по изучению ледников и снежных лавин. Проблемами горного земледелия занята научно-исследовательская сельскохозяйственная станция в Катрейне — посёлке на западном, напротив Нагара, склоне ущелья.

   Специалисты по топонимике считают, что название Кулу имеет своим истоком выражение «Кулан топитха», что значит «конец обитаемого мира». И действительно, долина упирается в горную стену. Через перевал Ротанг (его суровый вид много раз запечатлевал на своих полотнах Рерих на четырёхкилометровой высоте тропа паломников вела в Ладакх, к Тибету — в мир снегов, горных пустынь. Сейчас через Ротанг пробита дорога, «самая высокогорная в мире», как, возможно, с излишним энтузиазмом объявлено на огромном щите около горного курорта Манали, откуда начинается подъём к перевалу. Хорошее шоссе ведёт и на юг, где у выхода реки Биаса из отвесного ущелья поднялась плотина гидрокомплекса Биас — Сатледж.

   В долине Кулу, ставшей известной миллионам людей во всём мире по гималайским картинам Николая Константиновича Рериха, хранят и поныне традиции прошлого, но она уже давно перестала быть «концом обитаемого мира», включилась в общий темп жизни и движения новой Индии. И здесь хорошо помнят о русском художнике, столь глубоко подружившемся с народом этой страны, которая много дала для его творчества и которой он подарил богатые плоды своего ума и сердца.

 

В. Коровиков.

(Соб. корр. «Правды»)

Долина Кулу — Дели,

июль.



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г