Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Газета «Вечерний Ленинград». Статья «Сперва любить — потом учить».

 

Газета «Вечерний Ленинград».

1988. 1 сентября.  № 200 (18590).

 

 

Рубрика: Традиции народного образования

 

Сперва любить — потом учить

 

   Был обычный петербургский день. Понедельник. 10 сентября 1856 года. Солнце над столицей, по сообщению «Северной пчелы», «ступило в знак Весов, и по всему Земному Шару наступило равноденствие; в Александринке назначена премьера пьески “Сотрудники, или Чужим добром не наживёшься” с Каратыгиным и Жулевой; господин министр народного просвящения Авраамий Сергеевич Норов выехал из Москвы в Харьков, а в Москву из Петербурга отправился отставной полковник Чеснок...».

   Именно в этот обычный осенний день в Петербурге на Васильевском острове произошло событие необычайное, отзвук которого чувствуется и по сей день. В одной из квартир надворного флигеля яичной лавки Ершова, что была на углу 1-й линии и Тучковой набережной собрались 10 мальчиков 8–10-летнего возраста. Еще не успев познакомиться, они замерли, когда в гостинную вошел молодой человек, поздоровался, достал учебник и начал по-немецки читать рассказ «Осень». Так начался первый урок в частной школе, которую возглавил учитель географии Карл Иванович Май (1824–1895). Он был известен как незаурядный преподаватель, пытающийся на практике осуществить новаторские принципы передовых теоретиков педагогики — И. Пестолоцци, Н.И. Пирогова и особенно К.И. Ушинского.

   Желание стать учителем проявилось у К. Мая еще с юности. Он родился в бедной петербургской семье, рано лишился отца и, будучи учеником Петершуле, уже в 14-летнем возрасте начал давать частные уроки, а в 16 лет получил права на звание штатного педагога. В1845 году К.И. Май окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и был приглашен домашним учителем в семью Д.В. Дашкова. Затем некоторое время преподавал в Лесном корпусе. За все эти годы Карл Иванович убедился в полном несовершенстве и отсталости тогдашней учебной и воспитательной системы, мало пригодной для подготовки учащихся как в практической жизни, так и к продолжению образования в высших учебных заведениях.

   Не желая мириться с таким положением, К.И. Май составил для своей школы на 1-й линии Васильевского острова новые программы, предусматривающие преподавание классических и реальных дисциплин: физики, химии, естественной истории. Наряду с латынью и греческим школьники изучали английский и немецкий языки. В 1860 году школа получила необычное название: «Реальное училище на степени гимназии». Результат не замедлил сказаться. Первые два выпускника 125 лет назад, в 1863 году, были приняты без экзаменов в Высшее техническое училище в Карлсруэ только на основании результатов собеседования и оценок в аттестате. Главным педагогическим принципом своей школы К.И. Май провозгласил изречение Я.А. Каменского: «Сперва любить — потом учить». Первоосновой педагогического процесса Карл Иванович считал уважение к каждому ученику (даже такая мелочь: он ежедневно каждому пожимал руку при входе в школу), умение видеть в нем личность и всячески содействовать развитию его творческих способностей независимо от возраста, сословного положения, национальности. Он стремился сам и требовал этого от учителей, своих единомышленников, учить детей мыслить самостоятельно, воспитывать свой характер, уметь сострадать и защищать слабых.

   Особенностью К.И. Мая как директора школы было требование теснейшего контакта школы, класса, воспитателей с семьями учеников, их родителями, братьями, кто бы они ни были по чину и по званию. Непременным было также и привитие ученикам чувства патриотизма и любви к Отечеству. По этим же принципам К.И. Май подбирал педагогов, и прежде всего тех, кто избегал в работе догматизма и сухости, постоянно привлекал к занятиям наглядные пособия (для наглядности сам Май на уроке математики вырезал конус из брюквы), использовал экскурсии, школьные спектакли.

   Большое значение придавалось и личным качествам преподавателей. Выпускник гимназии К.И. Мая 1918 года писатель Лев Успенский вспоминал в «Записках старого петербуржца»: «...у Мая нет и быть не может педагогов мракобесов, учителей черносотенцев, людей в “футляре”, чиновников в виц-мундирах». Благодаря такому подходу к воспитанию в школе сохранялась творческая атмосфера и при преемниках первого директора В.А. Каркау (1857–1935 годы) и А.Л. Липовском (1867–1942 годы). А выпускники годились званием «майского жука», как называли себя ученики школы согласно избранному ими однажды символу, который одобрил Май.

   В 1910 году школа переехала из старого здания (10-я линия, д.13, во дворе) в новое, выстроенное по адресу: 14-я линия, дом 39, по проекту академика архитектуры Г.Д. Гримма, выпускника гимназии.

   Из стен школы Мая вышла целая плеяда революционеров, ученых, деятелей отечественной культуры. Вот некоторые имена: Н.П. Горбунов — первый личный секретарь В.И. Ленина, управделами Совнаркома РСФСР и СССР, академик-секретарь АН СССР; Э.Э. Эссен — зам. наркома Госконтроля в первом Советском правительстве, ректор Академии художеств; О.Д. Хвольсон — академик, один из первых Героев Труда (1927 г.), автор 4-томного «Курса физики»; Я.И. Френкель — член-корреспондент АН СССР, крупнейший физик-теоретик; Н.Н. Качалов — член-корреспондент АН СССР, изобретатель оптического и цветного стекла; А.А. Завезин — академик АМН СССР, основатель отечественной гистологии; академики-архитекторы Ю.Ю. Бенуа, Г.Д. Гримм, А.А. Оль; народный архитектор СССР И.И. Фомин. Здесь учился первые годы и Д.С. Лихачев, Герой Социалистического Труда, академик.

   Среди воспитанников школы немало выдающихся деятелей культуры: художники А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, К.А. Сомов; В.А. Серов, А.Е. Яковлев, Н.А. Бруни, Н.А. Бенуа, С.Н. Рерих, В.М. Добужинский; писатели Л. Успенский, В. Кнехт (Петровский), А. Ливеровский, эстонец К. Эйнбаум, крупнейший ученый-пушкинист и литературовед Л. Модзалевский. Еще одной особенностью школы Мая было то, что обучение в ней очень часто становилось семейной традицией: здесь учились 8 представителей семьи Бенуа, 7 — Римских-Корсаковых, 6 — Семеновых-Тян-Шанских, 5 — Гриммов, 4 — Кракау, по 3 — Рериха, Бруни, Резанова.

   Авторитет школы непрерывно рос. Новое здание было оборудовано кабинетами естественной истории, физики, химии, географии, рисования, лепки, ручного труда. Но дальнейший расцвет прервала мировая война. По инициативе школьников и их родителей был организован лазарет на 30 коек, где за год прошли лечение 157 раненых, а в осеннее время из «майцев» формировалась трудовая дружина для оказания помощи крестьянам в уборке урожая.

   В революционные дни учебный процесс не прерывался. Последний полный выпуск состоялся в 1918 году. Затем в школьном здании на 14-й линии Васильевского острова последовательно размещались 217-я и 17-я советские единые трудовые школы, а с осени 1937 года по февраль 1942 года - 6-я артиллерийская спецшкола, чьи выпускники доблестно защищали Родину на фронтах Великой Отечественной войны. С 1945 по 1977 годы здесь была 5-я средняя школа, в которой с 1962 по 1967 год очень интересную историко-воспитательную работу на базе созданного школьного музея проводили тогдашний завуч А. С. Батурин и старшая пионервожатая Н. В. Чувашева. К сожалению, педагогическая ограниченность тогдашних руководителей школы и рано привела к тому, что сначала был ликвидирован музей, а потом само школьное здание было передано Академии наук для вычислительного центра.

   Так школа К. И. Мая делами своих выпускников и педагогов осталась в истории народного просвещения как одна из наиболее передовых, прогрессивных и плодотворных.

 

Н. Благово, научный сотрудник,

Е. Белодубровский, старший эксперт Советского фонда культуры.



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г