Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Газета «Красное знамя». Статья «Приладожские» годы Рериха.

 

Газета «Красное знамя» (Сортавала).

1984. 17 октября.

 

 

 

«Приладожские» годы Рериха

 

   9 октября известному русскому художнику Н. К. Рериху исполнилось 110 лет со дня рождения. Около двух лет — одних из самых плодотворных в его жизни — он провёл в нашем городе.

   Московский художник Б. А. Смирнов-Русецкий, ученик и последователь Н. К. Рериха, постоянный гость Приладожья (о встрече с ним и об его персональной выставке на Валааме «Красное знамя» уже писало) в эти дни выступает с докладом о «карельском» этапе творчества Николая Константиновича на научной конференции в Москве. Тезисы этого доклада он, по просьбе редакции, предложил газете.

 

 

Жизнь в Карелии

 

   Тяжёлое заболевание лёгких, начавшееся в 1915 году, заставило Н. К. Рериха покинуть Петроград. В декабре 1916 года он поселился вместе с семьёй в окрестностях карельского города Сердоболь (Сортавала).

   Изредка он наезжал в Петроград по делам Школы поощрения художеств, однако болезнь заставила его отказаться в августе 1917 г. от руководства Школой.

   Весной 1917 года Рерих приезжал в Петроград по приглашению Горького и принял участие в работе комиссии по делам искусств, созданной Горьким. Но в дальнейшем болезнь и отдалённость помешали ему активно работать в комиссии. В январе 1918 года он в последний раз приехал в Петроград и провёл заседание преподавателей Школы, на котором был утверждён разработанный Николаем Константиновичем проект реформы Школы.

В мае 1918 года в Финляндии пришло к власти буржуазное правительство, и связь с Советской Россией была прервана. Рерих оказался в вынужденной изоляции. В этих условиях его мысли обращались к революционной России, к тем огромным сдвигам, которые потрясали не только Россию, но и страны Европы. Одновременно он мечтает об экспедиции в Индию, задуманную ещё в 1912 году.

   Стремление осмыслить события тех лет выразилось в его литературных трудах: повести «Пламя» (1918), стихах, объединённых позже в сборник «Цветы Мории» (1921) и в драме «Милосердие» (1918).

   Наибольшее место в его жизни занимает природа. В ней и отдых, и оздоровление, и углублённое творчество.

   Северная Ладога является уникальным местом среди разнообразной природы Карелии. Мощные гранитные массивы, сглаженные ледниками, извилистые заливы с бесчисленными островами, далёкие синеющие горизонты, величественные скалы придают ей неповторимую суровую красоту.

   Летом семья Рерихов переселяется на остров Тулола, зимой они снова в Сердоболе.

   По воспоминаниям Святослава Николаевича Рериха (сына художника), они ездили летом 1917 года в Петрозаводск, на Марциальные воды, на водопад Кивач, на Гирвас-ручей, в Питкяранту. Три раза они были на Валааме, посещали скиты на островах архипелага, и, по-видимому, некоторое время жили там в монастырской гостинице.

   Здоровье художника постепенно поправляется; оставаться отрезанным от Родины, в маленьком провинциальном городке становится нестерпимо.

   Осенью 1918 года он получает приглашение приехать в Швецию и организовать там выставку. В марте 1919 года вместе с семьёй он покидает Сердоболь и выезжает в Швецию, где с большим успехом проходит его выставка.

   Дальнейшие пути — через Данию, Англию и Америку — ведут его к далёкой заветной цели — в Индию.

 

 

Творческая работа

 

   Эти два с небольшим года жизни в Карелии были очень важным этапом в творчестве Рериха.

   Впервые за много лет он имел возможность видеть окружающую природу во все времена года, днём и ночью, в одеянии весны и осени, в сумраке зимы и в свете белых ночей. Это постоянное созерцание природы и творческая работа служили и отдыхом и обновлением сил, и на долгие годы насытили творческую память образами Карелии.

   Количество пейзажей — в этюдах и картинах, — созданных за эти два года, чрезвычайно велико. В 1917 году он пишет пейзажную серию «Карелия» (23 работы), а также отдельные пейзажи: «Облако. Озеро Ладога», «Замковая гора», «Белая ночь», «Кирьявалахти» (залив около Сортавалы), «Сказочный остров», «Горящие камни», «Линнасаари», «Чёрная гора», «Зима» и другие.

   В больших картинах, написанных в это время, и в эскизах картин карельский пейзаж также играет доминирующую роль. Таковы серия «Героика» на темы скандинавской мифологии; картины «Бесконечные шаги», «Вечное ожидание», «Святой остров», «Экстаз», серия «Вечные всадники», «Размышление» и многие другие.

   Каждая картина полна широкого обобщения, выражает вечную древнюю, непреходящую основу земли. Большая часть картин и этюдов выполнена темперой, некоторые — маслом или пастелью. В них более широкий, экспрессивный мазок, нет прежней округлой мягкости линий, стремление к максимальной простоте, подчас геометричности.

   Глубокое воздействие карельской природы, созвучной внутреннему миру художника, проявляется не только в картинах, написанных в Карелии.

   Накопленные в творческой памяти образы вновь и вновь возникают в произведениях, созданных позже, в Лондоне и в Америке. Таковы — серия «Санкта» (1923), «Снежные стражи» (1922), «Размышление», «Видение», «Святые гости и эскизы для постановки «Снегурочки» Римского-Корсакова, созданные в 1922–1923 г.

   Духовные силы и творческий опыт, обретённые в Карелии, послужили переходной ступенью к расцвету творчества Рериха в гималайский период.

 

 

Краткие выводы

 

   Непрестанное наблюдение и работа над природой Карелии помогли Рериху создать большую серию пейзажей, которые стилистически значительно отличаются от картин 1912–1916 гг., и представляют собой переходную ступень к горным пейзажам Гималаев и Тибета.

 

   В карельских пейзажах мощно и лаконично выражена каменная основа земли, — в островах, горах, скалах — её вечность и несокрушимость. Формы приобретают большую простоту и лапидарность, подчёркивается кристалличность камня, его разнообразная структура. Деревья и цветы почти полностью отсутствуют. Возрастает острота и выразительность произведений, и это несомненно связано с общей напряжённостью духовной жизни художника.

 

   Работа над карельским пейзажем оставила длительный след в творчестве Рериха и послужила переходной ступенью к изображению горной природы Гималаев.

 

Б. Смирнов-Русецкий.

г. Москва.



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г