Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Журнал «Московский художник». Статья «Во славу Родины».

Журнал«Московский художник».
1973. Ноябрь. № 44. С.

 

 

Во славу Родины
Новые страницы из жизни Н. К. Рериха

   Иногда, говоря о Николае Константиновиче Рерихе, вспоминают в первую очередь его многолетнюю жизнь на Востоке, упуская из виду, что великий русский художник никогда не порывал связей с Родиной. Живя в далёкой Индии, он всегда думал о Родине, его глубоко волновало всё, что было связано с новыми путями молодой Советской страны.
Когда разразилась Великая Отечественная война, художник и вся наша семья всеми силами стремятся помочь Родине в те тяжкие годы трудных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Николай Константинович записывает в дневнике 20 февраля 1943 г.:
   «До чего хочется сделать что-то на пользу русского воинства, русского Красного Креста, русского народа. Давали мы индийскому Красному Кресту. Давали — на самолёты. Всё это ладно, но хочется и в Индии устроить что-то полезное для русской победы. Дали мы четыре большие картины — две моих и две Светика (сын художника. — прим. ред.), которые должны дать не менее 20 тысяч рупий. Кроме того, цветных воспроизведений на 1 300 рупий, каталог, входная плата и значительная часть с продажи — всё это должно дать не менее тридцати тысяч».
   Заботы по устройству выставок, выступлений в печати и по радио лежали на Святославе Рерихе.
Второй сын художника, известный востоковед Юрий Рерих, неоднократно посылал телеграммы, выражая горячее желание защищать Родину в рядах Красной Армии.
   Слушая передачи по радио из Москвы, мы с неослабным вниманием следили за ходом событий на полях сражений. В годы войны висела в нашем доме карта Советского Союза, на которой флажками отмечалась линия фронта. В тяжёлые месяцы Николай Константинович повторял: «Победа всё равно будет за нашими, за русскими». В это время он пишет свои глубоко патриотические статьи. В одной из них «Огонь — на меня» восклицает: «Русский воин зычно на весь мир кликнул: “Огонь — на меня!” Принял герой все стрелы в свой щит, в своё сердце! И спас Родину. Какая славная былина: “Огонь — на меня”». В журналах и газетах Индии было опубликовано множество статей Николая Константиновича. Среди них: «Подвиг», «Киев», «Великий Новгород», «Горький», «Толстой и Тагор», «Пушкин», «Русская женщина», «Мусоргский», «Московский художественный театр», «Сибирь», «Станисланский», «Русское искусство», «Крылья Победы», «Слава», «Герои».
   По инициативе Николая Константиновича в Индии начинает выходить журнал «Новости Советского Союза». В письме к брату архитектору Б. К. Рериху он пишет в декабре 1943 года:


«Вчера я послал Тебе новогодний номер здешнего журнала «Новости Советского Союза». Журнал начал выходить в Дели с ноября и сразу был встречен повсюду огромным успехом. Номера все немедленно расхватали, даже нельзя было выполнить заказы из Ирана, Египта. Теперь очень трудно с бумагой, а то тираж мог бы утроиться. Интерес и сочувствие везде. В будущем пойдёт в красках моя картина «Партизаны»... Вероятно, в Дели состоится в феврале наша выставка в пользу военного фонда — всё пойдет русскому воинству. Каждый должен принести и средства, и знания, и труд во славу Родины».


   В 1944 году индийское издательство «Китабистан» в Аллахабаде в ознаменование семидесятилетия Н. К. Рериха выпустило двенадцатый том его литературных работ. Это издание Николай Константинович передал в дар русскому Красному Кресту. Кроме того, в том же году Н. К. Рерих и его семья перевели русскому Красному Кресту 500 фунтов стерлингов и 10 тысяч рупий. Уже в те годы Н. К. Рерих вместе с Дж. Неру думает о создании Индо-русской культурной ассоциации — ИРКА, говорит о необходимости создания в Индии Музея русского искусства.
В Центральном государственном архиве Октябрьской революции хранятся многие материалы, рассказывающие о сотрудничестве АРКА — Американо-русской культурной ассоциации с ВОКС — Всесоюзным обществом культурных связей. Через АРКА в СССР шли статьи Н. К. Рериха.
В 1946 году, уже после войны, Николай Константинович присылает через АРКА свой очерк «Русь», где он с восторгом пишет:


   «Не успели отгрохотать пушки, как уже мыслят о небывалых урожаях, гремит градостроительство, вырастают школы. И старики почтенны, да ещё какие старики — богатырские: Александр Невский, Суворов, Кутузов, Ломоносов, Пушкин, Репин, Чайковский, Римский-Корсаков! Всем строителям — честь! В едином взлёте слились все народы Руси. На каких весах взвесить, где и кто больше свершил? Все возлюбили Родину и вознесли её. И за то, про то, по всему миру возлюбили народы Русь».


   В послевоенный период Н. К. Рерих ведёт обширную переписку с художниками и деятелями искусства, строит планы о совместной работе на Родине. В письме к советскому искусствоведу М. В. Бабенчикову 6 июля 1946 г. (ЦГАЛИ, фонд Бабенчикова М. В.) Н. К. Рерих пишет:


…«Вот Грабарь писал мне: “Русь всегда была дорога Твоему русскому сердцу и Ты уже на заре своей замечательной художественной деятельности отдавал ей все свои огромные творческие силы. Русские художники никогда поэтому не переставали считать Тебя своим и Твои произведения всегда висят на лучших стенах наших музеев. Все мы пристально следили за Твоими успехами на чужбине, веря, что когда-нибудь Ты снова вернёшься в нашу среду”. Я ответил. Да, да, да.
   — “Клич кликните” и потрудимся вместе во славу родного художества. Им живём. Славе Великого Народа Русского приносим несломимо творчество наше».


   В сборах на Родину уходит из жизни Н. К. Рерих в 1947 году. Его старший сын Юрий Николаевич Рерих, выполняя завет отца, привёз творения художника, завещанные советскому народу.
   И в эти дни, когда благодаря политике мира, неуклонно проводимой нашим правительством, мир крепнет, несмотря на происки реакции, хочется познакомить молодёжь с новыми материалами, рассказывающими, как уже в те далёкие военные годы передовые люди Америки стремились лучше узнать нашу страну, стремились к дружбе с ней.


И. Богданова-Рерих.


АРКА

   Рукопись листа дневника Н. К. Рериха «АРКА» входит в его последнюю подборку «Моя жизнь». Это письмо-памятка Н. К. Рериха к Зинаиде и Дедлею Фосдик. Зинаида Григорьевна Фосдик — замечательная американская сотрудница Н. К. Рериха. В 1926 г. вместе с Рерихами она была в Москве, встречалась с Н. К. Крупской, участвовала в экспедиции по Алтаю. Когда организовалась Американо-русская культурная ассоциация (АРКА), она стала её директором-исполнителем. 3. Г. Фосдик вела большую организационную работу, выступала с лекциями о СССР. Сейчас она — вице-президент нью-йоркского музея Н. К. Рериха.
Рукопись хранится в мемориальной квартире Ю. Н. Рериха.

 

* * *


   «Родные наши, пришли ваши письма, Зины от 6 февраля и Дедлея от 21 января с хорошей газетной вырезкой. Вероятно, такие же отзывы и в других местах, но мы их не знаем. Дедлей спрашивает, что входит в пределы АРКА, — конечно, входит всё, касающееся Культуры, — все области искусств, все области науки, воспитание, образование, здравоохранение, кооперация, агрикультура, охрана культурных сокровищ — словом, решительно всё, чем совершенствуется жизнь народов. Обо всём этом давайте сведения в прессу, для широкого ознакомления. Вероятно, и о лекции Ватсона вы дали в прессу. Находите всюду друзей. Зорко следите за грабительскими проделками. Наблюдайте за пресловутыми «покровителями». Неужели все ваши справедливые показания опять канут в пропасть? Не хочется верить, что справедливость так опорочилась. Какая моя картина в посольстве?  Вообще, начните список русских произведений в Америке, конечно, он не будет полным, но каждое новое сведение полезно. О таком списке вы даже можете обратиться письмами в редакции разных газет по разным городам — это тоже будет полезно для АРКА. Из газеты вами присланной мы узнали, что Шагал в Нью-Йорке. Он был в нашей школе. Вы спрашиваете о журнале «Новоселье», мы его ещё не получили и, верно, не скоро получим. Пароходная почта идёт более четырёх месяцев, если вообще доплывает. Через все трудности Армагеддона неутомимо ведите культурную работу. Если некоторые из сотрудников недеятельны, то ведь подходят и новые. Главное же, привлекайте молодых. Очень хорошо, что Зина привлекает волонтёров. Ведь всюду можно сказать об АРКА и раздать листовки. Культурная работа тем прекраснее, что может быть проявлена поистине везде. Забота о Культуре не есть одержание, но есть долг каждого мыслящего. И не в роскоши, но в трудных восхождениях творится культурный подвиг. Бодрей, смелей — во имя человечества, во имя общего блага. Сердцем с вами.


16 марта 1943».



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г