Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Газета «Неделя» (Москва). 1972. Сентябрь. № 40. С. 12.

   Газета «Неделя» (Москва).
1972. Сентябрь. № 40. С. 12.

 

 

   Юрий Николаевич Рерих, выдающийся советский востоковед, родился 16 августа 1902 года в семье великого русского художника Николая Константиновича Рериха. Юноша рано начал увлекаться историей древних культур, в особенности Индии, Монголии и Тибета, и это увлечение определило его дальнейший жизненный путь.
   Свой путь в науку Юрий Николаевич начинает как участник Центральноазиатской экспедиции, организованной его отцом в 1923 году. В декабре того же года со своими родителями он приезжает в Индию, чтобы осуществить давнишнюю свою мечту — пройти по караванным тропам Центральной Азии и исследовать очаги древней культуры народов Востока. Экспедиция не увенчалась бы таким успехом и не внесла бы такого громадного вклада в науку, если бы Юрий Николаевич не владел в совершенстве многими языками и диалектами племён, населявших районы, по которым проходил маршрут экспедиции. Продолжая славные традиции блестящей плеяды русских путешественников — Потанина, Пржевальского, Козлова и братьев Грум-Гржимайло, Центральноазиатская экспедиция под руководством Н. К. Рериха вписала ещё одну страницу в летопись географических, исторических и этнографических исследований этой труднодоступной области земного шара. Впервые кисть художника поведала миру о неприступных «Твердынях Тибета», его легендах и мифах.
   В 1928 году в Кулу (Западные Гималаи) Н. К. Рерихом был основан институт гималайских исследований «Урусвати», который возглавил Ю. Н. Рерих Его сотрудники во время научных экспедиций вели археологические раскопки, изучали диалекты и обычаи обитателей Гималайской горной страны и соседних районов Тибетского нагорья, собирали ботанические и зоологические коллекции, исследовали космические лучи в высокогорных районах. Брат Ю. Н. Рериха, известный художник Святослав Николаевич Рерих, возглавил работу по изучению тибетской фармакопеи и древнего искусства Тибета и Гималаев, в результате которой был составлен первый в мире атлас тибетских лекарственных трав. Институт обменивался научными материалами и коллекциями с Ботаническим садом Академии наук СССР, Нью-Йоркским ботаническим садом, Мичиганским университетом, Парижским музеем естественной истории, Гарвардским университетом в Кембридже, Пенджабским университетом. Крупнейший советский ботаник и генетик Н. И. Вавилов получал из института семена для своей уникальной ботанической коллекции.
  В 1939 году во время боёв на Халхин-Голе Ю. Н. Рерих выразил через Советское представительство в Латвии свою постоянную готовность защищать рубежи Родины. Спустя два года, в июле сорок первого, он телеграфировал послу СССР в Лондоне И. М. Майскому с просьбой зачислить его в ряды Красной Армии добровольцем.
  Давнишняя мечта Юрия Николаевича вернуться на родину осуществилась в 1957 году. Он привёз [пятьдесят] полотен отца, завещанных им советскому народу. Работая в Институте востоковедения, Ю. Н. Рерих продолжал начатые ранее исследования и преподавал восточные языки. В институте есть мемориальный кабинет имени профессора Ю. Н. Рериха, в котором хранится около пяти тысяч уникальных научных изданий из его библиотеки. «Его образ, — сказал о Ю. Н. Рерихе известный общественный деятель Индии, президент Индийско-советского общества дружбы К. Менон, — будет вдохновлять молодёжь России и Индии на служение прекрасным идеалам и будет содействовать взаимопониманию между народами».
Академик И. Л. Кнунянц,
   Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий.

   Ниже мы публикуем отрывки из книги Ю. Н. Рериха «Пути по Срединной Азии», которую готовит к изданию Академия наук СССР.


Юрий Рерих


 По Тибету

Урумчи. Джунгария

   Столица Синьцзяня встретила нас холодной погодой и ледяными ветрами, дующими с равнины, окружающей город. Первый день мы провели в официальных визитах. В связи с напряжённым положением на Границе Ганьсу единственный путь для экспедиции лежал через Сибирь, и мы решили идти к озеру Зайсан, а затем на пароходе продолжать путешествие в Омск.
   Шестнадцатого мая мы вышли из Урумчи с тремя повозками. Покинув Урумчи, а с ним и Тянь-Шань, мы вступили в замкнутый джунгарский бассейн, страну песчаных степей, соляных болот и озёр. Джунгарский бассейн с окружающими его горными хребтами был всегда ареной великих кочевых миграций. На протяжении почти двух тысячелетий неукротимые кочевые племена, идя как бы волнами, оставили под копытами своих коней следы могучих цивилизаций и поглотили целые нации. Столетиями древний кочевой путь, один из древнейших в истории высокогорных путей Азии, проходящих к северу от Небесных гор, или Тянь-Шаня, и связывающих высокогорные земли Монголии со степями к северу от Каспийского и Черного морей, оглашался топотом движущихся орд. До сих пор мы не в состоянии обнаружить источник этого могучего течения народов.
   Могучие кочевые империи появились и канули в неизвестность, не оставив после себя ни величавых памятников, ни письменных документов. Всё, что мы знаем о них, — это тот незабываемый след, который они оставили в соседних странах, совершая свои переходы. До недавнего времени эти кочевые культуры были для нас закрытой книгой, и их метеорный блеск только раздражал любопытство учёных. Но теперь мы научились ценить их историческое значение и то колоссальное влияние, которое оказала культура кочевников на соседние с ними и на покорённые народы. Археология Центральной Азии всё ещё находится в зачаточном состоянии, и сотни тумули, или древних могильников, покрывающих просторы азиатских степей, всё ещё ждут лопат археологов. Возникает новая отрасль исторической науки, целью которой будет установление законов, обусловивших возникновение кочевого государства, и изучение реликвий великого забытого прошлого.
   Одной из задач нашей экспедиции было исследование и регистрация могильных курганов и других следов кочевой культуры, о которых ещё не сообщалось в научной литературе и которые можно обнаружить вдоль северного края Тянь-Шаня, Нефритовых гор и Алтая. Исторические места, расположенные вдоль великих торговых путей к югу от Небесных гор, были тщательно раскопаны многочисленными археологическими экспедициями, и почти нет шансов для сенсационных открытий на этих проторённых тропах. Остаётся великая Центральноазиатская кочевая культура.
   ...Двадцать седьмого мая в сопровождении сильной военной охраны мы отправились к сибирской границе. Этот район был излюбленным местом грабителей, и путешественников часто беспокоили их шайки. Два дня мы провели на русских пограничных постах, чтобы завершить все формальности, и первого июня поплыли на пароходе «Лобков» из Зайсана в Семипалатинск и Омск.

 По следам великих переселений народов

   ...22 марта 1928 года. После двадцатипятикилометрового перехода мы разбили лагерь в узкой долине, защищённой невысокими, поросшими травой холмами. Место называлось До-ринг, что в переводе означает Одинокий Камень, вероятно, потому, что в его окрестностях встречаются мегалитические памятники далёких доисторических времён. В Тибете мегалитические памятники впервые были обнаружены экспедицией Н. К. Рериха. До недавнего времени было открыто всего лишь несколько каменных святилищ ранней религии Бон. Эти сооружения представляют собой обычно алтари из необработанного камня, причём известно, что такие святилища встречаются в Западном Тибете.
   Мегалитические памятники До-ринга, расположенного приблизительно в пятидесяти километрах от огромного солёного озера, восходят к далёким добуддийским временам тибетской истории. Они представляют собой восемнадцать аллей из вертикальных каменных плит. Каждая аллея идёт с востока на запад, и кромлех или каменный круг из нескольких менгиров, размещённых по кругу, завершают аллею на её западном конце. Менгиры установлены вертикально, и перед ними находится плита из необработанного камня, или алтарь. Очевидно, это было святилище какого-то очень древнего культа. Но сколько тысячелетий тому назад его воздвигли и каково было его назначение?
   Если сравнить известные Карнакские мегалитические памятники в Бретани с открытыми в Тибете, то поражает удивительное сходство этих двух сооружений далёких времён. Карнакские аллеи располагаются с востока на запад и заканчиваются там кромлехом или кругом из камней. Точно такое же построение имеют До-рингские памятники; хотя и было высказано много теорий, но до сих пор ещё не установлено, использовались ли Карнакские сооружения как ритуальные.
Мне представляется, что у нас есть ключ к разгадке мегалитических сооружений северного Тибета. В отличие от Карнакских памятников здесь мы обнаружили интересную особенность. В До-рингских памятниках на восточном конце аллеи выложено каменными плитами огромное изображение в виде стрелы, наконечник которой направлен к аллее. Стрела очень важный символ и небесного огня в форме молнии. Знак стрелы символизирует молнию. Кочевники носят в качестве амулетов древние медные наконечники стрел, которые, как говорят, олицетворяют окаменевшую молнию после удара в землю. Между прочим, следует отметить, что стрела иногда рассматривается как знак Гесэра.
   Наличие изображения стрелы на восточном конце До-рингских памятников указывает на то, что всё сооружение было посвящено какому-то культу поклонения силам природы и, вполне вероятно, культу солнца, так как стрела — его знак. Такое заключение имеет немаловажное значение, поскольку до сих пор ещё не была раскрыта тайна этих доисторических памятников.
Интересно отметить, что большая часть памятников, открытых экспедицией, сооружена вдоль великого пути паломников к югу от Великих озёр, к горе Кайласа, —обители богов и священных мест на границе Непала. Мегалитические памятники совершенно неизвестны современным кочевникам. В До-ринге на некоторых высоких менгирах в кромлехе можно было наблюдать следы возлияния масла, и местный кочевник объяснил мне, что этот камень — обитель бога, покровителя пути и путников. Ни он, ни люди его племени ничего не знали о происхождении этого камня.
...апрель 16, 1928
    Мы нашли ещё одну группу мегалитических памятников. Частично они были занесены песками, и только верхушки менгиров, образующих аллею, виднелись над песком. Я попытался откопать один из камней, но он уходил вглубь, и мои раскопки привлекли внимание местных жителей, которые, как и все тибетцы, пристально следят за тем, чтобы покой богов земли не нарушался раскопками. Мне пришлось прекратить.
Материал подготовили к печати

Н. Зелинский, М. Дроздова и В. Васильчик.

 

Помещена фотография — Отец и сын Рерихи в нью-йоркском музее. (Снимок 1929 года, публикуется впервые).



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г