Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Журнал «Нева». Статья «Русь в творчестве Н. К. Рериха».

 Русь в творчестве Н. К. Рериха

  Николай Константинович Рерих был человеком большого таланта, огромной эрудиции, неиссякаемой энергии, необычной судьбы. Родился и жил в России, объехал полмира, больше двадцати лет провёл в Индии. Замечательный художник, создавший более семи тысяч картин, писатель и философ, автор многих книг, археолог и путешественник, совершивший труднейшую экспедицию в Центральную Азию, Рерих был также крупным общественным деятелем. Всему миру стало известно его имя, когда в 1929 году был обнародован «Пакт Рериха» — проект международного соглашения об охране культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.
   Искусство Рериха сложилось в начале XX века. Уже в ранних своих работах Рерих обратился к русской старине. Особенно привлекала его дохристианская Русь. Воображением художника он воссоздавал картины языческих обрядов, суровую жизнь древних славян, мир легенд и народных поверий. Ему помогали обширные знания в области истории и археологии, но ещё больше Рерих полагался на силу фантазии, позволяющую воссоздать «дух» древней эпохи. Картины художника в значительной степени условны по образному решению, колористическому и композиционному строю. Художник создавал обобщённые поэтические сцены жизни древних славян.
   …Вереницей плывут тяжёлые ладьи под красными парусами («Иноземные гости», начало 1900-х гг.). На ладьях изваяния свирепых звериных голов. В суровой неподвижности стоят воины. Холодный ветер надувает паруса, кровавые отблески ложатся на тёмно-синюю воду. В настороженном молчании затаилось на пустынном берегу маленькое селение. Неизвестно, принесут ли заморские гости дружбу или войну, или промелькнут и скроются, направляясь в далёкие земли.
    Своеобразно раскрыта историческая тема в картине «Александр Невский поражает ярла Биргера» (1904 г.). Графическая чёткость контуров, плоскостное изображение фигур, чистота цвета придают произведению монументально-декоративный характер.
Фантастикой древних сказаний проникнута картина «Змиевна» (1906 г.). В смертельной схватке сошлись богатырь и диковинный крылатый змий. Охраняемая чудищем, неподвижно стоит его дочь «Змиевна», окутанная прядями огненных волос. В картине выступают таинственные силы не обжитой ещё земли, враждебные людям.
   В начале девятьсот десятых годов Рерих работал над декорациями для балета И. Стравинского «Весна священная» («Сцены языческой жизни»). В эскизе декорации, названной «Поцелуй земле» (1912 г.), художник передал настроение весеннего пробуждения природы. Нежная зелень пробивающейся травы, холодная синева озера, клубящиеся облака, тёмный лес на холмах, причудливое дерево — всё создаёт ощущение первозданности природы, ещё не тронутой человеком. Впечатление красоты и гармонии подчёркивается изысканностью и чистотой цветовых сочетаний.
   В древней жизни Рериху хотелось видеть патриархальное идиллическое начало. В картине «Три радости» (1916 г.) художник уводит нас в мир бесхитростной народной легенды, где святые спускаются на землю, чтобы помочь людям в их повседневном труде. Композиционное решение холста было навеяно Рериху русской иконописью — высокий горизонт, разделение на отдельные сцены, условно расставленные фигуры.
   В последние годы жизни, проведённые в Индии в долине у подножия Гималаев, Рерих писал много пейзажей. Он создал сотни этюдов и картин, изображающих гималайские хребты и вершины, монастыри и крепости Тибета, высокогорные озёра...
   В годы Великой Отечественной войны Рерих особенно горячо устремлялся мыслями к далёкой родине. В тяжёлом 1942 году он пишет картину «Поход Игоря» — по мотивам гениального произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
   …Страшное предзнаменование — затмение солнца — грозит бедою выступившим в поход русским воинам. Но они идут непреклонно навстречу гибели, желая постоять «за землю Русскую». Напряжённость цветовых контрастов и прерывистый ритм медленного движения рати усугубляют драматизм сцены.
   Мрачные настроения художника вскоре сменились более оптимистическими. К 1943 году относится большое полотно «Единоборство Мстислава с Редедей». В летописи рассказывается о поединке русского князя Мстислава Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году. На фоне малинового неба чётко выделяются силуэты Мстислава, обхватившего врага, и Редеди, теряющего силы в железных объятиях русского богатыря. Тема борьбы и победы приобретает в картине символическое звучание.
   Рерих умер в Индии, завещав Советскому Союзу более пятисот своих произведений. Художник похоронен у подножия Гамалаев, и на его памятнике начертаны слова:
«13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир».
   Николай Константинович Рерих был не только другом Индии. Он был патриотом России, борцом за торжество красоты, добра и мира на всей земле.


К. Михайлова

   Под заголовком «Былинная Русь…» (живопись Н. К. Рериха) помещены цветные иллюстрации: «Александр Невский поражает ярла Биргера», «Три радости», «Иноземные гости», «Поход Игоря», «Поединок князя Мстислава с Редедей», «Змиевна», «Поцелуй земле», «Горное озеро».



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г