Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Большая Морская ул.,д.38

Большая Морская ул., дом 38


   По велению Петра I в 1714 году наБольшая Морская ул., д.38. Места Рерихов в Санкт-Петербурге. землях между Мойкой и Адмиралтейством была проложена Большая Морская улица. На ней в 1745 году был построен трехэтажный каменный дом, в котором действовал один из первых театров Санкт-Петербурга. В начале 1870-х годов дом был передан в ведение Общества поощрения художников (основано в 1820 году; с 1882-го по 1917 год — Императорское Общество поощрения художеств или ИОПХ; с 1917 — Всероссийское общество поощрения художеств). По инициативе Д. В. Григоровича в 1870 году при Обществе был организован Художественно-промышленный музей. В 1877–1878 годах здание было перестроено под руководством архитектора М. Е. Месмахера, а в 1890-х годах реконструировано по проекту архитектора И. С. Китнера. В ИОПХ регулярно устраивались выставки, проводились ежегодные конкурсы живописцев, скульпторов, графиков и архитекторов. С 1898 по 1901 год Общество издавало журнал «Искусство и художественная промышленность» под редакцией Н. П. Собко (Н. К. Рерих в 1898–1899 гг. был помощником главного редактора), а с 1901 по 1907 год — журнал «Художественные сокровища России» (редактор А. Н. Бенуа, с 1903 — А. В. Прахов), в котором Н. К. Рерих принимал непосредственное участие.
   В 1898 году он был приглашен в ИОПХ на должность помощника секретаря, в 1899 году стал помощником директора Музея, а с 1901 года занимал должность секретаря Общества. В 1906 году Н. К. Рерих был избран  директором  рисовальной Школы ИОПХ и вместе с семьей переехал на новую квартиру, которая находилась на втором этаже в здании Общества, на Большой Морской ул., 38. Вход в квартиру был со стороны набережной Мойки, дом № 83, но можно было пройти и со стороны Б. Морской улицы, мимо выставочных залов.
   После своего назначения Н. К. Рерих провел реформу школы, направленную на совершенствование системы преподавания. Впоследствии А. А. Рылов напишет: «С. Рерихом было приятно работать: все делалось по-товарищески, главное — чувствовалась живая струя свежего воздуха. Школа не стояла на месте, каждый год открывались новые классы или новые художественно-промышленные мастерские, увеличивался состав преподавателей приглашением выдающихся художников. Помещение делалось уже мало, пришлось некоторые специальные мастерские и скульптуру перенести в Демидов переулок.Большая Морская ул., д.38. Места Рерихов в Санкт-Петербурге. Постепенно в нашем педагогическом составе появились такие художники, как Андреолетти и Малышев (прекрасный медальер и анималист), Белый, Билибин, Бобровский, Вахрамеев, Вроблевский, Гельфрейх, Герардов, Клевер, Кардовский, Линдеман, археолог Макаренко, критик С. Маковский, Плотников, Федорович, Фетисов, Химона, Щуко, Щусев, палеховский иконописец Тюлин и другие»*.
   Были созданы художественно-промышленные мастерские: рукодельная и ткацкая (1908), иконописная (1909), керамики и живописи по фарфору (1910), чеканки (1913), архитектурная (1915) и другие. Регулярно организовывались поездки по старинным русским городам.
   С 1908 года к работе в Школе ИОПХ Н. К. Рерих привлек двоюродного брата Е. И. Рерих — Степана Степановича Митусова**, он занимал должность секретаря, помощника инспектора, в 1913 году организовал в Школе хор; и своего младшего брата — Бориса Константиновича Рериха, с 1913 года он преподавал в общерисовальных классах, а в 1918 году исполнял обязанности директора Школы.
В 1917 году семья Рерихов покидает Петроград и переезжает жить в Сердоболь (Сортавала). Н. К. Рерих участвует в Комиссии по делам искусств, готовит преобразование Школы; в 1918 году последний раз приезжает в Петроград, и после этого начинается длительный период жизни семьи Рерихов за рубежом. Большая Морская ул., д.38. Места Рерихов в Санкт-Петербурге.
     Квартира Рерихов, в доме Общества на Большой Морской, в 1920 году была опечатана со всем имуществом, а в 1921 году картины из собрания Николая Константиновича были переданы в Русский музей и Государственный Эрмитаж. Остальные предметы (художественная мебель и прочее) — в музей ОПХ***. В 1931 году, по заявлению его сестры Л. К. Озеровой, в Государственный Эрмитаж были приняты «без проверки содержимого» около 40 ящиков с археологическими коллекциями Н. К. Рериха из подвала дома № 83 по набережной реки Мойки****.
   С 1930 года Общество поощрения художеств было упразднено, а в 1932 году был образован творческий Союз советских художников. Ныне в здании находится Петербургский Союз художников России и выставочный центр. В 1982 году на доме установлена мемориальная доска: «В этом доме с 1906 по 1917 год жил и работал Николай Константинович Рерих, русский художник, археолог и путешественник».
Современный адрес дома тот же.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


* Рылов А. Воспоминания. Л., 1977. С. 149.

** Митусов С.С (1878-1942) - окончил СПб университет. Учился в СПб музыкальной школе по классу рояля у прфессора И. А. Боровки.

Написал либретто к опере И.Ф. Стравинского "Соловей". Умер в 1942 году в блокадном Ленинграде.

*** Архив ГЭ. Ф. 4, оп. 1, д. 758.

**** Архив ГЭ. Ф. 1, оп. 5, д. 1, ч. 2. 



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г